Мир тесен

пятница, 19 июля 2013 г.

Горький дым отечества


Невежественные румынофобы – оппоненты увековечения памяти Музическу на его родине в Измаиле под предлогом того, что композитор, якобы, служил… в румынской армии, позволили мэру Абрамченко апретить предоставить помещение для звыступления хора из Ясс в ознаменование 110-й годовщины смерти великого земляка.
Макет памятника (скульптор Николай Обезюк) основателю хоровой православной музыки всемирно признанному композитору Гавриилу Музическу десять лет стоит на полке в мастерской, расположенной недалеко от Днепра, где князь Владимир крестил Русь.
Последние исследования свидетельствуют, что автор 11 томов церковных песнопений, победитель многочисленных конкурсов, в том числе, в Париже, обладатель двух золотых медалей Музическу, зачинатель не только современного направления хоровой православной музыки, он ее отец – основатель.
В дебрях мракобесия и невежества, царившего на просторах Империи, когда Украина именовалась Малороссией, только великий реформатор Гавриил Вакулович Музическу смог наперекор церковникам, следившим за неукоснительным соблюдением старозаветной догмы: «Muter taceat in ecclisia» («Женщина да молчит в церкви!»), позволить женщинам петь в церковном хоре. Неспроста Александр Блок известное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» посвятил Музическу.
Мало кто знает, что за эти нововведения композитора хотели отлучить от церкви, предать анафеме, как когда-то это сотворили со Львом Толстым. Голос передовой интеллигенции того времени звучит в произведении Александра Ивановича Куприна «Анафема». А образ священника, который вместо анафемы провозгласил «Многая лета!» писателю, мы соотносим с великими личностями, наподобие епископа Придунавья Мелхиседеком, который покровительствовал и защищал Музическу от преследований. Ему было от кого защищать гения.
За шесть лет до рождения композитора на дуэли застрелили русского поэта Лермонтова, которому принадлежат стихотворные строки о прощании с «немытой Россией», «страной рабов, страной господ», о голубых мундирах, от всевидящих глаз которых Михаилу Юрьевичу не удалось скрыться даже на Кавказе, о безмолвном народе.
А до того, поиздевавшись над поэтом Пушкиным, голубые мундиры привели приговор в исполнение рукой наемного убийцы чужестранца. Царь не мог простить провидцу поэтической правды, что он – «самовластительный злодей», а более всего напугала угроза его гибели и предвидение смерти царской семьи. Все это сбылось после революции.
Еще раньше в страшную годину никонианства самодержавие на корню уничтожало адептов старой веры, сжигая их в скитах семьями. Старообрядцы спасение нашли в Румынии. Здесь их признали равными среди равных. Более того, румынское государство позволило старообрядцам – липованам вместе с другими национальными меньшинствами иметь своего представителя в Парламенте, помогает в развитии и сохранении национального культурного наследия.
Через много лет после никонианства жертвой произвола «дорогого самодержца» стал и композитор Музическу. После окончания с отличием Петербургской консерватории он посмел отказаться от великой чести и оказанной ему милости – возглавить Императорский хор в Исаакиевском Соборе. Малороссийские сатрапы государя по указке свыше не дали ему возможность жить и творить на исконной родине, в Измаиле. Не помогло даже заступничество епископа Мелхиседека. Музическу с семьей был вынужден оставить неласковое Отечество и выехать в Яссы, где ему предложили стать директором консерватории. С тех пор фамилия «Музиченко» стала звучать, как «Музическу» и всюду, где звучит его музыка, называют великим румынским композитором.
А на исконной родине композитора ничего не изменилось, более того, позорные традиции еще более укоренились и расцвели махровым цветом. В Измаиле на его родине упоенный неограниченной властью чиновник Абрамченко отказал без объяснения причин в аренде пустующего помещения для бесплатного выступления филармонического хора из Ясс имени Гавриила Музическу в ознаменование 110-й годовщины его смерти.
Дремучее невежество румынофобов — оппонентов установки памятника композитору в Измаиле вопиюще: качестве основного довода, почему Гавриила Музическу нельзя увековечивать на родной земле, они выдвигают версию — сплетню, якобы, во время войны композитор служил в румынской Армии. Если учесть, что гений умер в 1903-м году, возникает вопрос, в какой такой румынской армии могла служить духовная особа, если румынское государство только образовалось, до Первой империалистической было еще 11 лет, а до Великой Отечественной войны еще больше!
И, слава Богу, что в других странах по достоинству ценят вклад композитора Музическу в мировые сокровищницы культуры и православия.
На традиционном приеме, который 16 мая в киевском ресторане “Casa Mare” давала  супруга Посла Республики Молдова Людмила Стэвилэ для жен послов, аккредитованных в Киеве, выступал хор «Cantabile» экономической Академии из Кишинева. Свое выступление они начали с духовного произведения Гавриила Музическу. Дирижировала хором Елена Мариан, солировала Ирина Рурак.


Владимир Лупашко-Музиченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.