ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ
Вопросы манипуляции изучаются в психологии личности и социальной психологии.
Зигмунд Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.
«И Гитлер, и Геббельс знали, как разжигать массовые инстинкты на митингах, как играть на страстях, прячущихся за фасадом расхожей респектабельности. Опытные демагоги, они умело сплавляли заводских рабочих, мелких буржуа и студентов в однородную толпу, формируя по своей прихоти ее суждения» (А.Шпеер).
Культ смерти пронизывает всю риторику пропаганды фашистов. «Мы — женихи Смерти», — писали фашисты-поэты. Армия СС – служители Смерти.
«Мы изучали нацистскую Германию, и в середине лекции меня перебили вопросом. Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли горожане, железнодорожные проводники, учителя, врачи притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и истреблении людей? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило? Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа.
Поскольку до конца учебного года оставалось еще несколько месяцев, а я уже дошел до Второй мировой войны, я решил потратить неделю на исследование этого вопроса». Из книги: Jones, Ron. Third Wave.
dw-300x201
Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна. Die Welle»
МАНИПУЛЯЦИЯ ЧЕРЕЗ РЕКЛАМУ
Ученик Фрейда — Эрнст Дихтер сделал карьеру на волне повального увлечения американцев психоанализом, создал «Американский институт по изучению мотивации поведения».
dichter-271x300
Эрнст Дихтер утверждал, что главная ценность товара для покупателя заключается не в его функциональном назначении, а в удовлетворении запрятанных глубоко в подсознании желаний, о которых сам покупатель может даже не подозревать. В большинстве случаев это темные инстинкты и тайные желания, «вытесненные» в подсознание именно потому, что они неприемлемы для сознания.
Рекламные агентства в США «манипулируют мотивацией и желаниями человека и создают потребность в товарах, с которыми люди еще незнакомы или, возможно, даже не пожелали бы их купить».
Успех института Дихтера в манипуляции поведением покупателей привлек политиков. В принципе, задачи были схожи.
Как пишет журнал «Тайм», «политическая реклама приближается к коммерческой, просто-напросто заменяя товар кандидатом».
В 1960 г. Дихтер был советником в избирательной кампании Кеннеди.
По результатам применения рекламных методов в политике можно было определить, например, какие эмоции возбуждает в подсознании цветовая гамма избирательного плаката в приличных кварталах и в трущобах, у людей разного возраста, с разными доходами и уровнем образования, разной национальности и т.д.
Проще всего манипулятору войти в союз с низкими и темными суб-Я человека. Легче возбудить и превратить в мощный импульс порочные, подавляемые влечения, усилить и «подкупить» их, побудить сделать противное всей личности в целом дело.
На этой основе возникла огромная индустрия активизации низменных влечений человека, которая непрерывно отравляет всю массовую культуру и сферу общения.
Эрих Фромм пишет: «Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создает ему большие неудобства; фактически он уже есть тот, кем он должен быть. Если он пытается быть самим собой, то ставит под угрозу: в полицейских государствах – свою свободу и даже жизнь; в демократических обществах — возможность продвижения или рискует потерять работу, и, пожалуй самое главное, рискует почувствовать себя в изоляции, лишенным коммуникации с другими».
СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
Любая попытка манипуляции сознанием требует, как говорят, «подстройки» к аудитории. Для этого нужно определить ее культурный профиль, язык, тип мышления, характер восприятия сообщений. Такие данные и поставляет социодинамика культуры. Технологически более совершенные программы манипуляции предполагают не просто «подстройку», но и специальные усилия по формированию культурной среды, подготовки адресата к восприятию манипулирующих сообщений, «изготовление» мнений и желаний, на которых можно играть.
МОЗАИЧНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
Если раньше, в эпоху гуманитарной культуры, свод знаний и идей представлял собой упорядоченное, иерархически построенное целое, обладающее «скелетом» основных предметов, главных тем и «вечных вопросов», то теперь, в современном обществе, культура рассыпалась на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий. Живущее в потоке такой культуры общество иногда называют «демократия шума».
Гуманитарная культура передавалась из поколения в поколения через механизмы, генетической матрицей которых был университет. Он давал целостное представление об универсуме — Вселенной, независимо от того, в каком объеме и на каком уровне давались эти знания.
«Университет — это подарок каждого поколения – следующему» (бывший ректор Вашингтонского Университета, профессор медицины Dr. William Danforth).
Мозаичная культура воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений: «знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования». (А.Моль)
схема-шизофрения-300x231
Мозаичная культура и сконструированная для ее воспроизводства новая школа произвели нового человека – «человека массы» (Ортега-и-Гассет. «Восстание масс»). Этот «человек массы» — идеальный объект для манипуляции сознанием.
В мозаичной культуре «знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации» (А.Моль).
Запад пережил огромный эксперимент — фашизм. Оказалось, что в атомизированном обществе овладение средствами массовой информации позволяет осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием и вовлечь практически все общество в самый абсурдный, самоубийственный проект.
Соратник Гитлера А.Шпеер в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе признал: «С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление».
Если надо совершить над обществом крупную программу манипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, требуется разрушить систему «университетского», дисциплинарного образования и заменить гуманитарную культуру культурой мозаичной. Для этого манипуляторам необходимо овладеть школой и средствами массовой коммуникации.
Андрей Фурсенко на ежегодном молодежном форуме на Селигере 23 июля 2007 года сказал, что по его мнению, «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
fyrsenko-300x257
ГЛАВНЫЕ МИШЕНИ МАНИПУЛЯТОРОВ СОЗНАНИЕМ
Подготовка к манипуляции состоит не только в том, чтобы разрушить какие-то представления и идеи, но и в том, чтобы создать, построить новые идеи, желания, цели. Это временные, «служебные» постройки, главная их задача — вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах. Это и делает человека беззащитным против манипуляции.
Рассмотрим иерархию статусных ценностей российской молодежи
(1967, 1979, 2002) (источник: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования):
схема-таблица
Как это произошло? Откуда такое резкое изменение статусных ценностей?
Проанализировали сто выпусков наиболее крупнотиражных молодежных СМИ (Seventeen, Cool, Cool girl, Ровесник, Молоток, Круто, Yes!, Oops).
Особо выделяются слова «крутой» и «гламурный (стильный)». Такие лексические единицы позволяют описать весь окружающий мир в категориях «гламурно — не гламурно», «круто — не круто». Все, что гламурно – положительно, все, что не гламурно – отрицательно.
«Любая гламурная барышня имеет ряд устойчивых убеждений: она ненавидит дешевый трикотаж … и предпочитает круассаны с джемом» (Seventeen, март, 2003).
Слова, традиционно ассоциирующиеся с отрицательными явлениями переносятся в ряд положительных феноменов. И наоборот. Так, например, к традиционным антиценностям относятся такие характеристики женщины как «копуша», «неряха», «лентяйка». Обратная картина наблюдается в молодежных СМИ:
«Психологи наших дней предполагают: незаправленная кровать — признак творческой личности, а разбросанные по полу журналы — доказательство активной жизненной позиции. Беспорядок в квартире — демонстрация сексуальной свободы. А стерильная чистота, напротив, признак скованности» (Seventeen, Ноябрь, 2003; см. также Seventeen, Апрель, 2003, Seventeen, Март, 2003).
Примеры из области противозаконных действий могут быть еще более яркими подтверждениями вышесказанного — концепту «воровство» также навязываются положительные коннотации:
«Милые и обеспеченные барышни отдирают ноготками ценники от маек, прячут эти безделушки в сумки и испытывают небывалый восторг, фланируя с невинным видом мимо охранников» (Seventeen, Апрель, 2003).
«В английских клубах хорошим тоном считается украсть бокал из-под пива, и многие студенты так поступают. Клептомания — это полубессознательное действие, которое вменяемому человеку не понять» (Seventeen, Апрель, 2003).
В приведенных примерах использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ноготками, безделушки), лексических (все, многие) и грамматических (настоящее время, третье лицо, множественное число) обобщений, а также слов с положительными коннотациями (милые, восторг, хороший тон) делают слово «воровство» положительным понятием. Манипулирование может производиться на основе многозначности слова или метафорической замены.
Намеренно пренебрежительное отношение к лексике, использование максимально возможного количества заимствований:
«Купила батл (англ. bottle – бутылка) вина» (Круто № 24, 2003).
«У меня трабл (англ. trouble – неприятность)» (Круто № 24, 2003).
«Крейзанутые (англ. crazy – сумасшедшие) девицы» (Молоток, № 46, 2003).
«В ближайшие выхи (сокращенное от «выходные»)» (Молоток № 46, 2003).
Подобные замены могут также способствовать разрушению традиционных понятий.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «Родина», «Россия», «Отечество»? А какие – при слове «Раша»? А ведь именно так в молодежных СМИ все чаще называется Россия.
nr-300x170
Кадр из сериала «Наша Раша»
Назидательно-нравоучительные конструкции, построения, свойственные инструкциям и рецептам: «Как потратить его деньги» (Seventeen, Апрель, 2003).
Еще один способ: универсально-обобщающие конструкции строящиеся с помощью слов «любой», «всякий», «каждый», «все», «так», «большинство». Внутренняя смысловая структура подобных конструкций содержит риторический аргумент к норме: «Все так делают. Ты принадлежишь к группе «все». Значит, и ты должен так делать» или «Все так делают. То, что делают все, нормально. Делать это — нормально».
«Все девочки делают это» (воруют — А.Л.) (Seventeen, Апрель, 2003).
«Все девушки иногда сплетничают про подружек» (Seventeen, ноябрь, 2002).
«Большинство мужчин хотя бы раз набирали номер «только для взрослых» (Seventeen, май, 2004 ).
«Если хочешь фирменный совет от группы Тату: забей на своего друга и заведи подружку! С ней куда интереснее!» (совет дан женской аудитории — А.Л.) Seventeen, декабрь, 2002.
«А с кем еще учиться целоваться, как не с лучшей подружкой?» (совет дан женской аудитории — А.Л.) (Seventeen, июнь 2004). Используется риторический вопрос [Источник: А.Данилова]
Социолингвистика — междисциплинарным наукам, раздел языкознания, в котором используется достаточно много социологических методов, изучает не функционирование и структуру языка в чистом виде, а то, как языковой знак используется в определенном обществе, как общество влияет на речевое поведение людей.
Человек живет в двух мирах — в мире природы (мире вещей) и мире культуры (мире знаков).
Вещи, созданные как природой, так и самим человеком — материальный субстрат нашего мира.
Мир знаков, обладающий гораздо большим разнообразием, связан с вещами, но сложными, текучими и часто неуловимыми отношениями.
ЯЗЫК СЛОВ
«Тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание…» (Дж. Оруэлл)
Язык как система понятий, слов (имен), в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное средство подчинения.
В раннем детстве слова и запреты взрослых оказывают большое психологическое воздействие, и ребенку не требуется никаких обоснований. «Мама не велела» — это главное. Когда просвещенные родители начинают логически доказывать необходимость запрета, они только приводят ребенка в замешательство и подрывают силу своего слова.
«Что во многих отношениях удивительно и малопонятно, это всемогущество слов в психологии толп. Могущество, которое происходит не из того, что говорится, а из их «магии», от человека, который их говорит, и атмосферы, в которой они рождаются. Обращаться с ними следует не как с частицами речи, а как с зародышами образов, как с зернами воспоминаний, почти как с живыми существами» (С.Московичи. «Наука о массах»).
Основоположником научного направления, посвященного роли слова в пропаганде считается американский социолог Гарольд Лассуэлл. Начав свои исследования еще в годы первой мировой войны, он обобщил результаты в 1927 г. в книге «Техника пропаганды в мировой войне». Он разработал методы семантического анализа текстов — изучения использования тех или иных слов для передачи или искажения смыслов.
Как создавался «правильный» язык Запада? Из науки в идеологию, а затем и в обыденный язык перешли в огромном количестве слова-«амебы», прозрачные, не связанные с контекстом реальной жизни. Они настолько не связаны с конкретной реальностью, что могут быть вставлены практически в любой контекст, сфера их применимости исключительно широка (возьмите, например, слово прогресс). Это слова, как бы не имеющие корней, не связанные с вещами (миром). Они делятся и размножаются, не привлекая к себе внимания — и пожирают старые слова.
Важный признак этих слов-амеб — их кажущаяся «научность». Скажешь коммуникация вместо старого слова общение или эмбарго вместо блокада – и твои банальные мысли вроде бы подкрепляются авторитетом науки. Начинаешь даже думать, что именно эти слова выражают самые фундаментальные понятия нашего мышления. Слова-амебы — как маленькие ступеньки для восхождения по общественной лестнице, и их применение дает человеку социальные выгоды. Это и объясняет их «пожирающую» способность. В «приличном обществе» человек обязан их использовать.
Когда русский человек слышит слова «биржевой делец» или «наемный убийца», они поднимают в его сознании целые пласты смыслов, он опирается на эти слова в своем отношении к обозначаемым ими явлениям. Но если ему сказать «брокер» или «киллер», он воспримет лишь очень скудный, лишенный чувства и не пробуждающий ассоциаций смысл. И этот смысл он воспримет пассивно, апатично. Методичная и тщательная замена слов русского языка такими чуждыми нам словами-амебами — никакое не «засорение» или признак бескультурья. Это — необходимая часть манипуляции сознанием.
Например, слова «руководитель» и «лидер». Неслучайно пресса настойчиво стремится вывести из употребления слово руководитель. Потому что это слово исторически возникло для обозначения человека, который олицетворяет коллективную волю, он создан этой волей. Слово лидер возникло из философии конкуренции. Лидер персонифицирует индивидуализм предпринимателя.
В России телевидение уже не скажет руководитель.
Несколько примеров из современной жизни.
Казнокрадство = нецелевое расходование бюджетных средств.
Отмена социальных льгот = монетизация.
Кража денег, уходя от налогов = оптимизация налоговых платежей.
Доплаты бюджетникам, предоставление квартир небольшому числу очередников = национальные проекты.
Когда чиновники используют служебное положение в преступных целях, чтобы повлиять на исход выборов = административный ресурс [источник: М. Горбаневский].
Рассмотрим речь (манипуляцию) президента США Барака Обамы на церемонии вручения ему Нобелевской премии мира.
barak-300x225
«We must begin by acknowledging the hard truth: We will not eradicate violent conflict in our lifetimes. There will be times when nations — acting individually or in concert — will find the use of force not only necessary but morally justified»
«Мы должны признать горькую правду: за свою жизнь нам не искоренить жестоких конфликтов. Будут времена, когда государства – по одиночке или вместе – придут к тому, что использование силы не только необходимо, но и морально оправдано»
Неизбежность и необходимость войны преподносятся как данность, как «объективная реальность» и аксиома, с которой можно только смириться. «Должны признать», «правда», «прийти», «неизбежно», «морально оправдана» – с помощью таких конструкций война возводится в ранг неизменных законов мироздания, а с инициатора военных действий снимается любая ответственность за действия – ведь, следуя логике Обамы, естественное и исконно присущее – нормально. Мирное существование не рассматривается в речи как альтернатива войне. Умолчание одного из вариантов альтернативы является логической подменой.
«Peace is not merely the absence of visible conflict. Only a just peace based on the inherent rights and dignity of every individual can truly be lasting. I believe that peace is unstable where citizens are denied the right to speak freely or worship as they please»
«Мир – это не просто отсутствие конфликта. Только справедливый мир, основанный на соблюдении прав и достоинства каждого индивида, может быть долговременным. Я считаю, что мир не долговечен там, где гражданам отказывают в соблюдении прав свободы слова и вероисповедания».
Очевидно, что справедливый мир достигается путем справедливой войны. И согласимся, что мир, где соблюдаются права, лучше мира, где они не соблюдаются. Только вот лучше ли стало Ираку, куда Америка хотела привнести равные права, сегодня, когда через день в стране страшный теракт? Кто будет решать – справедливый ли мир в стране или несправедливый? [Источник: А.Данилова]
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ГЛАЗАМИ ЗАПАДНЫХ СМИ: УРОКИ МЕДИАХРОНОЛОГИИ (МАНИПУЛЯЦИИ)
Посмотрим на то, какой предстают Вторую Мировую и Великую Отечественную войну в англоязычных СМИ (2010 год).
В большинстве англоязычных СМИ поступательно развивается модель войны, в которой сражались с нацистами США и Великобритания. Если посмотреть на самые ключевые и поворотные моменты Второй мировой войны, то окажется, что связаны они вовсе не с Советским союзом, а исключительно с Америкой. Франция в списке участников переломных моментов также отсутствует.
Америка, Британия и их союзники одолели два режима, не имевшие равных в истории по своей мощи, варварству и экспансионизму. Всего через три с половиной года после вступления Америки в войну нацистскую военную машину удалось не просто остановить или разбить — в результате одной из самых жестоких и выдающихся военных кампаний в истории она была фактически уничтожена.
Нацистский режим уничтожило сочетание американской технической мощи и высокого боевого духа массовой призывной армии демократического государства, которая, несмотря на недостаточное обучение и отсутствие опыта, за считанные месяцы сравнялись по боевым качествам со своими закаленными противниками — немцами. (How the ‘cowboys’ of the West defeated the Nazis. The Wall Street Journal)
Вклад Советского союза упоминается лишь изредка, немного чаще называются города, в которых была одержана победа. Только едва ли упоминание городов напомнит о России – немногие американцы знают слова Смоленск, Курск и даже Ленинград. Победа в каждой из точек описывается преимущественно с помощью пассивного залога: под Сталинградом была одержана победа над фашистами, не указывается, кто именно одержал победу.
Решающую роль в Победе сыграли США.
62 года назад американские войска — вместе с другими союзниками — высадились на песчаный берег Нормандии, создав первый плацдарм в оккупированной нацистами Европе и вписав новую страницу в кровавую энциклопедию доблести. Этот плацдарм, который они захватили и отстояли, стал первым шагом к границам Германии и свержению гитлеровского режима. Они шли в огонь (The Washington Times).
Кто истинный агрессор?
Советский союз (кстати, в период Второй мировой лидеры Великобритании и США назвали СССР исключительно Россией), русские встречаются только в окружении военной лексики и слов, вызывающих негативные ассоциации, происходит демонизация страны — союзника. Слово «советский» употребляется преимущественно в сочетаниях советская гегемония, агрессия, оккупация:
Soviet offensive gathers pace in Eastern Europe. Советская атака набирает скорость в Восточной Европе. Красная Армия быстро продвигалась на Запад, рвалась к Берлину, стремилась обеспечить свое военное присутствие на территории Восточной Европы. (German war dead no one wants to remember. The Times)
Историческое полотно поделено на два полюса: на одном нацистская Германия и СССР, на другом – победители мирового зла. Роль СССР и Германии в войне практически уравниваются: Несомненна и беспощадность советских и немецких коммунистов, без колебаний прибегавших к грубой силе, чтобы обеспечить свою власть. Мифы ‘холодной войны‘ (Cold War myths.The International Herald Tribune).
На востоке Европы нацистская тирания сменилась десятилетиями коммунистической диктатуры, закончившейся лишь в 1991 г. — с распадом Советского Союза. За освобождением Центральной и Восточной Европы от нацистской оккупации тут же последовала оккупация советская — почти такая же жестокая, и продолжавшаяся гораздо дольше. Память о войне не умрет никогда (The Guardian)
Причины Победы
Если Советский союз представляет собой такое великое средоточие зла, то как же получилось одержать победу? В англоязычных СМИ выделяются две основные причины поражения Германии на территории Советского Союза: погодные условия – зима, недальновидность немецкого руководства.
Подвиг советского народа минимизируется и становится логической данностью при неизбежных внешних обстоятельств.
Сталина в конечном итоге спасло то, что ошибки Гитлера оказались еще грубее. Немецкий диктатор направил свои войска в Россию в конце июня 1941 года, не снабдив их зимней одеждой: фюрер был убежден, что они одержат победу до наступления зимы (Newsweek).
Тупой и еще тупее, так сказать. Почему же столь недальновидная немецкая армия одержала такие сокрушительные победы в Европе? О мощи и таланте немецких войск написано много, и чем более они сильны и талантливы, тем выше и труднее был подвиг наших воинов, которые бились с сильнейшим противником. Но Советский Союз выступает в качестве пространственно-погодного феномена, в котором под влиянием трудных метеоусловий условий и в результате недальновидного руководства, немцы сами терпят поражение, что завершает американский триумф.
Итак, возникает новая официальная хронология, новая история Второй мировой войны.
Для многих жителей Центральной Европы Вторая Мировая война закончилась лишь тогда, когда Советского Союза не стало, а они вновь обрели потерянную независимость. Один кошмар кончился — другой начался (The Financial Times) [Источник: А.Данилова]
w-300x211
Связь времен
ЯЗЫК ОБРАЗОВ
«Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым… Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков».
«Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таков, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и т.д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл» (Ле Бон).
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия — наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору.
Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение.
Образы, как и слова, обладают психологическим значением и порождают цепную реакцию воображения.
Добавление к тексту хотя бы небольшой порции художественных зрительных знаков резко снижает порог усилий, необходимых для восприятия сообщения.
Иллюстрации делают книгу доступной для ребенка или подростка, который не мог ее осилить в издании «без картинок».
Графики и диаграммы делают статью интересной (на деле — понятной) для ученого.
Гениальным изобретением для передачи сообщений людям, не привыкшим читать, были комиксы — короткие упрощенные тексты, каждый фрагмент которых снабжен иллюстрацией.
Action_Comics_1-216x300
Став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, вплоть до появления телевидения, мощным инструментом идеологии. Можно сказать, что вся история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов.
Комиксы «вели» среднюю американскую семью из поколения в поколение, создавая стабильную «систему координат».
«Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни. Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они — его самые старые друзья. Проходя вместе с ним через войны, кризисы, смены места работы, разводы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования».
Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек. Среди читателей газет 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы. Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь — военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет. Однако все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно.
Такой необычайно эффективный «захват» массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительными образами.
Авторы комиксов вместе со специалистами по психоанализу и лингвистике разрабатывают и внедряют в сознание неологизмы — новые слова, которые моментально входят в обыденное сознание, язык массовой культуры, а затем и официальный язык.
Новаторская практика фашизма вообще сыграла очень большую роль в привлечении зрительных образов к манипуляции сознанием.
Фашисты эффективно использовали зрелища и кино. Они целенаправленно создавали огромные спектакли, в которых реальность теряла свой объективный характер, а становилась лишь средством, декорацией [1].