Мир тесен

понедельник, 21 октября 2013 г.

В Британии из-за неправильного акцента могут не пустить в кафе


  Тоня САМСОНОВА



Дорогой друг, 
Однажды я тут загрустила, и мой друг Бен позвал меня на ночной Pub walk. Пабы в центре на каждом шагу, ты заказываешь у стойки пол-пинты, пьешь на улице, оставляешь стакан и проходишь пару кварталов по городу, чтобы зайти в следующий. В зависимости от длительности прогулки и количества выпитых пинт, это называется либо pub walk, либо pub crawl. Crawl в том случае, когда идти уже не можешь, а ползешь. Мы не стали долго ползать, Бен вспомнил, что недалеко от нас есть ресторан на крыше небоскреба. Ресторан так себе, но вид из него открывается на весь город, и надо встречать там рассвет. Это была пятница, к ресторану выстроилась очередь. Пускали не всех. Ко входу подъехала спортивная машина, из нее вышла пара, моделька и молодой человек. 

- Нет, извините, сегодня нельзя, приходите завтра. 

Моделька расстроилась. 

Настала очередь Бена, он сказал, что хочет покататься на лифте и выпить кофе. 
- Пожалуйста, вам на сороковой этаж. 

Мы с Беном в джинсах и свитерах, те ребята на спортивной машине и хорошо одеты. 

Их не пускают, а нас пускают. Что Бен такого сказал? 

- Да ничего особенного не сказал, просто у меня правильный акцент. 

Я не слышу разницы между тем, как говорит Бен и они. Но охранник эту разницу слышит. 

И я решила разобраться. 

Классовые различия в английском обществе гораздо важнее этнических. Лондон – плавильный котел в куда большей степени, чем Нью-Йорк. В некоторых профессиональных сферах – меньшинства – это англичане, а не наоборот. Мигранты могут иметь самый разный доход, часть из них приехала, из бедных стран Евросоюза, чтобы жить на бенефеты, а часть привезла с собой миллионы фунтов, которые вложит в экономику страны. Поэтому классы и их индикаторы куда важнее для людей, чем страна, из которой ты приехал. 

Акцент служит не географическим индикатором, а социальным. На слух можно различить восемь классов британского общества. Спускаемся сверху вниз: аристократия, традиционный средний класс, технический средний класс, новые хорошо обеспеченные рабочие, рабочие, временные, временные рабочие в сфере услуг, прекариат. Класс всегда привязан к карте. А акцент – как родимое пятно, зависит от того, где ты родился и в какую школу ходил. Если сесть в машину на юге Лондона и ехать на север, делая остановки через каждые тридцать миль, то выходя из машины, ты каждый раз будешь слышать по-другому звучащую речь. Чем лучше средний рейтинг школ в районе, тем дороже там недвижимость, чем дороже недвижимость, тем больше шансов у родителей оплатить высшее образование ребенка. 

В районе Черемушки могут жить люди самого разного достатка, внутри каждого района Лондона достаток людей однороден. Так что твой акцент выдаст не только положение твоего дома на карте, но и достаток семьи, в которой ты рос. 

Но есть еще и акцент аристократов, его можно унаследовать вместе с титулом, а можно приобрести, общаясь со сверстниками в школе-пансионе, а потом и в Оксфорде. - Ну хорошо, а к какому классу приписывают меня, когда я начинаю говорить? – спросила я у Бена. - Ни к какому – ты иностранец, и в эти правила не вписываешься. С восточноевропейским акцентом ты можешь быть полькой, приехавшей в Лондон не от хорошей жизни или дочкой русского миллиардера. 

Мои шансы попасть в кафе на сороковом этаже, зависели бы не от того, как я говорю, а от того, как я выгляжу: правильная обувь, правильная сумка, возможно, дорогое кольцо, расслабленность и уверенность в себе. Бену не нужно подъезжать к ресторану на дорогой машине и непринужденно поигрывать ключами от Феррари стоя в очереди на фейсконтроль, его статусный индикатор всегда с ним. 

Но ведь можно же научиться так говорить? Я нашла английский учебник театрального мастерства, там есть раздел про акценты. Высшее британское унаследованное произношение, общие правила: Согласные звуки произносятся очень отчетливо, гласные звучат ясно, но коротко, ударения в фразах ставятся в самых разных и неожиданных местах, но придают фразе значимость. Эта не та речь, которую ты можешь услышать по радио или телевизору, английское радио не может передавать новости с аристократическим акцентом. Они говорят на стерильном BBC-accent, языке у которого нет ни класса, ни географии. 

Я один раз всего слышала русскую аристократическую речь. Такую же плавность фраз, ритм, четкость согласных и ясные яркие звуки, которые идут не из горла и связок, а из живота и только отражаются в небе. Когда я пишу тебе, я слышу, как Анна Николаевна Петрова, профессор сценической речи школы-студии МХАТ, говорит мне этими звуками: «Здравствуйте». Она говорит по-русски так, как Бен говорит по-английски. Я не могу повторить. 

Надо мне научиться так, дорогой друг. 


Самоучитель для артистов театра по Аристократическому британскому унаследованному акценту

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.