Мир тесен

четверг, 30 января 2014 г.

Оксана Лащёнова-Построенное нашими предками святилище древнее египетских пирамид


Весть о сенсационной находке быстро облетела всю страну, а приезд мирового светила в области археологии профессора В.И. Клочко и вовсе породил бурю слухов о том, что в селе Степановка Перевальского района обнаружены Египетские пирамиды. Однако находка археологов превзошла самые смелые ожидания и заставила под другим углом рассмотреть нашу историю. Так что же произошло на самом деле в тихом, неприметном селе, за несколько дней обретшем мировую известность?
Погода благоприятствовала поездке. При въезде в Перевальск августовская жара была за несколько мгновений в клочья разорвана натиском тяжелого свинца туч. Вот и поворот. Поворот туда, где тысячи лет назад вершилась история. Там под тяжестью земли и плит, под метровыми курганами покоятся останки (а может быть и души ) тех, кто когда-то обосновался в Донбасских степях.
Степь встречает нас готическим апокалипсисом. Тысячи гектар выжженной, обугленной земли – последствия пожара, создают жуткое впечатление, вспышки молний, словно пытаясь соединить две стихии, швейной иглой прошивают небо с землей. Может быть, это их души протестуют против вторжения смертных в их вечную обитель? Над огромным черным пространством, пугающим своей пустотой, парят орлы. От их взгляда не укроется ничто, только все бесполезно. Огонь уничтожил все живое, что было в степи, не оставив шанса ни единой травинке, ни самому маленькому жуку. В голову закрадывается мысль: здесь вполне уместно снимать фильмы ужасов о грядущем конце света, даже декорации не понадобятся – сама природа позаботилась о них. Посреди мрачных декораций – огромный могильник. Стоп! Это не начало сюжета фильма ужасов, «подкинутого» разыгравшимся воображением. Это «Мергелева гряда» - святилище, обнаруженное археологами, которое в ближайшем будущем может удостоиться звания памятника Украины Национального значения.
Открыт он был впервые в 1976 году, когда Владимир Аркадьевич Парамонов, руководитель клуба археологии г.Алчевска, вместе со своими подопечными проводил первую археологическую экспедицию. Изначально были обнаружены четыре кургана. В глаза бросилась некая особенность: впечатление было таким, что нагромождение камней какое-то необычное. Не то, которое может сделать природа. Уж слишком неестественен для нее порядок их укладки.
Следующая экспедиция к «странным камням» состоялась уже спустя два десятка лет, в 1996 году. Здесь уже даже сомневающиеся были вынуждены признать - тут не обошлось без человеческого участия. «Кто-то», а не «что-то» позаботился о придании всему своеобразного порядка, символизирующего нечто. Вот только что? Долго ходили, смотрели, затем, сопоставив все увиденное, пришли к выводу: плиты и курганы принадлежат не к единой археологической культуре, а это означает только одно – надо копать! В 1997 году было выдвинуто предположение - обнаруженное, не что иное, как большое святилище. Была составлена первая топографическая карта, чертежи. Все это отправили одному их самых известных людей в области археологии, профессору с мировой известностью, преподающему в нескольких европейских университетах, нашему земляку Виктору Ивановичу Клочко. Ответ не заставил себя ждать. Виктор Иванович предложил сделать разведывательный шурф. Врезаться в одном месте и посмотреть. В 2004 году разведывательный шурф начинают копать возле вертикально стоящих плит, протяженностью 300 метров. После проведенного исследования сомнения прошли даже у скептиков: тяжелые плиты в два ряда установил человек. Расстояния между ними три метра, а промежутки выложены большими горизонтально лежащими плитами. За пределами плит была обнаружена «псалий» - часть скифской конной сбруи. Находки требуют дальнейших поисков и в 2005 году археологи получают разрешение на начало ведения раскопок.
Само вскрытое святилище представляет из себя плиты известняка, выложенные концентрическими окружностями. По западному склону они как бы дополнительно фрагнаментируют еще почти сотню метров. В противоположную сторону идет своеобразная вымощенная мостовая. На ней и находится алтарь. Дорога резко обрывается – ее укладывали не для прогулок, а как символ. Может быть символ жизни человека, который рано или поздно, все равно окажется под землей, там, откуда он вышел. Камни, которыми она вымощена, еще более древние, чем сами курганы. На них также покоится история, только уже совсем иная, это история великих сражений Отечественной войны. Камни усеяны стреляными гильзами и обоймами немецких патронов – в 43-ем здесь велись ожесточенные бои…
Скорее всего, обнаруженное место было культовым. По мнению ученых здесь проходили некие обряды и жертвоприношения. Может быть, даже человеческие. Это предстоит выяснить археологам и антропологам. Но то, что курганы были выложенными с определенным смыслом этот факт. Что же вложили в этот смысл наши предшественники – загадка и разгадывать ее предстоит на протяжении явно не одного года.
Сами захоронения представляют собой некий массив: входная яма, лаз и пещера. Там в пещерах и были погребены наши предки. Кстати, все захоронения отличаются между собой. Вероятнее всего, расположение и своеобразное убранство могилы, а также и высота погребального памятника зависели от происхождения человека, его социального статуса. После того, как тело умершего отправляли на место его вечного пребывания, в пещере оставляли горшок с пищей (язычники придерживались мнения, что даже на том свете умерший будет нуждаться в еде). Что касается древних занимающих высокий социальный статус среди соплеменников, то им предпочитали класть в усыпальницу оружие, видимо считая, что оно непременно пригодится им и по ту сторону жизни.
Почему древние выбрали именно это место? Скорее всего, их привлекло его расположение. С него вся степь как на ладони, даже горизонт не кажется таким призрачным и неуловимым, как обычно. Кроме того, когда солнце в зените, то разливающийся вокруг солнечный свет обеспечивал язычникам общение с самим Богом – Солнце. На подступах, предположительно, могли проживать сами жрецы, охраняющие свои алтари. Так же неподалеку (опять же гипотетически) должны были находиться и те, кто воздвигал эти курганы. Если их предварительно датируют (анализ проведен на основе радиоуглеродов) 3000 годом до н.э., то какой же была организация тогдашней культуры, чтобы заставить людей (соплеменников) выполнять адскую изнурительную работу? Ведь многие каменные глыбы весят более тонны. А их стоило еще и принести (причем их местонахождение было совсем не близким), поднять. Предположение, что работу выполняли либо пленные, либо рабы археологи отмели сразу. По их мнению «строителями» святилища, занимающего по своей площади 1340 квадратных метров, были обычные люди, фанатично преданные своей вере. Не исключено, что многие из них, не выдержав слишком тяжелой работы, пали жертвами собственного фанатизма и трудолюбия (причем в прямом смысле) и были захоронены тут же. Так сказать, не отходя далеко. Так что же это были за племена, какой народ воздвигнул колоссальный памятник своей культуры? Видимо, уже тогда, 5000 лет назад существовала некая, может быть далеко не примитивная инженерная культура? Ведь перед тем как начать строительные работы было необходимо составить какой-то план, затем организовать, говоря современным языком, бригады рабочих, которые и воздвигали эту мощь. Кроме того, схема воздвижения кургана для того времени достаточно сложна.
Первым шагом в «строительстве» необходимо было снять весь гумус до желтого слоя глины. Затем делался замес: полужидкая глина перемешенная с щебнем заливалась уже приготовленным глиняным «бетоном», а потом в 2-3 ряда укладывались плиты. Причем укладывались на манер кирпичной кладки.
Все это говорит об определенном уровне развития древних цивилизаций. Кроме того, даже если сравнивать находку наших археологов с египетскими пирамидами, то сам по себе возникает вопрос. Ведь в Египте было государство, а что же было здесь? Что за общество могло позволить себе такие масштабные и грандиозные работы?
На данный момент уже обнаружено три погребения катакомбной культуры и пять погребений срубной культуры. Сохранность останков достаточно низкая. Это немудрено, ведь им около 3,5 тысяч лет. По поводу их происхождения существуют несколько мнений. Одно из них связано с Северным Кавказом, другая версия, к которой склоняется и профессор В. Клочко – что эти люди, выходцы с Трипольской культуры, т.е. пришли из Западной Украины.
Как бы там ни было, но обнаруженное в Перевальском районе святилище возможно перевернет все известные до этого представления об уровне развития донецкой катакомбной культуры.
ГРОМАДНЫЕ КАМННЫЕ ПЛИТЫ крепко хранят свои тайны. На вскрытие могильника понадобилось несколько дней. 18 августа вскрытая гробница наконец показала то, что пять тысяч лет скрывала в своих недрах. Обнаруженное погребение принадлежит ребенку. По предварительному осмотру (наличие молочных зубов) на момент смерти ему было семь лет. Судя по убранству могилы, родители ребенка были зажиточными людьми. В головах стоит сосуд. Подстилка на которой покоился умерший (а может быть и убитый), украшен богатой вышивкой. Теперь над останками будут работать антропологи, которым и принадлежит выяснить все детали.
У истории еще много белых пятен. Даже факты, уже давно обнародованные и казалось бы неопровержимые, с прогрессом науки приходится пересматривать, проникая все глубже в загадки древних. Все гипотезы относительно зарождения цивилизаций в разнообразных точках земного шара всего лишь гипотезы. Ну, кто утверждал, что их колыбелью были берега Великого Нила или Месопатамия? Доказательства! Вот находка на Луганщине по возрасту превышает долину фараонов на целых три века! Так что может стоит поспорить, чьи берега породили человеческие культуры и кто является прародителем цивилизации? И возможно, уже в более «молодом» Египте принялись возводить гробницы на манер наших? По крайней мере, в Восточной Европе ничего похожего обнаружено не было. Найдете, тогда и поговорим.
Степь провожает молчанием, овеянным сединами древности. Здесь даже мыслится по иному, не оставляя места для повседневных рассуждений. Бесшумный полет парящих в небе орлов, следящих с высоты небес за людьми, сильно напоминают мечущиеся в поисках вечности души умерших. Их печальный клекот напоминает человеческие плач и стенания. Может не зря тлен погребенных хранится под тяжестью плит. Может быть древние знали, что нарушение покоя усопших грозит расплатой и таким образом хотели обезопасить человечество? Каким может быть наказание дерзнувшим нарушить покой предков, нашедших вечное забвение в степях?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.